Каким-то мистическим образом мы оказались в этом материальном мире. Есть разные причины, как это произошло. Так или иначе, мы здесь, и проблема наша такова: нужно понять, кто мы такие. Потому что без этого невозможно действовать, а значит, невозможно обретать приятные ощущения, а нам хочется приятных ощущений. Нам нужен кто-то, кто объяснит, кто мы.
Другие люди и также весь мир являются теми «зеркалами», в которые мы смотримся. Я смотрюсь в других людей и могу понять: я «окей» или я «не окей». И если я не «окей», то что мне нужно сделать, чтобы быть «окей»? Может, мне подпрыгнуть, может, процитировать что-то? Для любого из нас важно, чтобы от окружающих был какой-то знак, кто я.
Мы оказались в этом материальном мире, который можно сравнить с птичьим двором. Помните сказку про гадкого утенка? Он родился в птичьем дворе. Там были индюки, куры, утки. Все эти формы жизни – это, на самом деле, понимание «я – Бог». С носом, с клювом, вот такое божественное существо, гордое такое, с ложным эго. Они смотрят на него, а он смотрит на них и ждет подтверждения:
— А кто же я?
— Ты? Гадкий утенок. Мы утки! Избранная раса, а ты кто такой? Ты же недоутка!
Этот гадкий утенок чувствует: «Да, я понял, кто я такой. Я – гадкий утенок!»
Мы эту тему изучали на «Большом Ведическом Практикуме», очень подробно она рассказана в лекции Госвами Махараджа о том, как работает тонкое тело. Эта идея, что мы смотримся в «зеркала» других, – это действительно так и есть. Мы на самом деле даже не поймем, кто мы: мальчик или девочка, – если нам не объяснят. Нам же это объяснили в детстве.
А можно любому человеку внушить что-то? Можно ли сказать: «Ты же кинозвезда, посмотри на себя!» И человек скажет: «Да, да, да, я такой!» До какой-то степени это можно сделать. Но люди не только говорят слова, они также показывают определения этих слов. Мне говорят: «Ты птица», я смотрю на птиц — они летают, а я не могу летать: нет перьев, нет хвоста. Я все равно считаю себя птицей, но больной птицей, гадкой птицей. Поэтому когда человеку неправильно говорят, кто он такой и для чего создано его тело, то человек обречен на страдания. Потому что он же будет делать, как ему сказали, а тело не подходит, и он будет чувствовать себя «гадким утенком».
Если же это реально утенок и ему сказать: «Ты – утенок», а у него будет получаться соответствовать утячьим требованиям: крякать, плавать, – то он будет чувствовать себя успешной уткой. Поэтому хорошо, когда людям помогают определить, по крайней мере, с материальной точки зрения, кто он: «утка, цыпленок, индюк».
То есть нам мало сказать, кто мы. Люди, «птичий двор», который окружает обусловленное живое существо, своим поведением показывают, как выглядит успешный человек. И даже если они вслух не говорят это, то показывают своим действием и отношением.
Олег Сунцов